Нелишняя информация
« НазадРодина русского булата 11.09.2016 08:02... На гербе Златоуста изображён золотой летящий крылатый конь, а щит герба представляет стилизованный ковш для разливки стали. Флаг — полотнище красного цвета с широкой золотой полосой в нижней части, над полосой — золотой крылатый конь. Стилизованное изображение крылатого коня на гербе Златоуста — это символ уникального искусства златоустовской гравюры на стали и высокого таланта златоустовских мастеров. Золотой же цвет символизирует богатство недр уральской земли и напоминает о поэтическом имени города. Златоуст расположен в горно-лесной части Челябинской области в долине реки Ай, в 110 км к западу от областного центра — Челябинска и в 1400 км к востоку от столицы России — Москвы. С регионами России город связан линией магистральной железной дороги (Москва-Владивосток) и имеет выход на федеральную автомагистраль М-5 «Урал» (Москва-Челябинск). Железнодорожная станция Златоуст — крупная грузовая и пассажирская станция с современным железнодорожным вокзалом, построенном в 1986 году. В строй действующих Златоустовский завод вступил 14 августа 1761 года, когда была задута первая домна. С этого дня история города связана с металлом и его обработкой, зарождению златоустовской качественной металлургии способствовала исключительная чистота местных руд. В 1769 году завод перешел в руки нового владельца — московского купца Л. И. Лугинина. В ходе крестьянского восстания Е. И. Пугачева завод и посёлок при нём были почти полностью разрушены, была сожжена и первая церковь во имя Иоанна Златоуста. К концу 1780-х годов Лугинин не только восстановил Златоустовский завод, но и построил вновь Миасский, Кусинский и Артинский заводы, которые вместе с приобретенным им ранее Саткинским заводом составили обширные владения на Южном Урале. После смерти Л. И. Лугинина его уральские заводы перешли к московскому купцу А. А. Кнауфу, а позднее, 3 октября 1811 года, решением Государственного Совета «обращены в Казённое управление». Был образован Златоустовский казенный горный округ в составе Златоустовского (главного), Саткинского, Кусинского и Артинского заводов (в 1815 году в состав округа вошел и Миасский завод). Округ вскоре стал одним из важнейших горных округов Урала, а Златоуст превратился в крупный центр военного производства — 16 декабря 1815 года здесь открылась Оружейная фабрика, специально предназначенная для производства холодного оружия. Во второй половине XIX века Златоустовская оружейная фабрика почти полностью обеспечивала потребности российской армии и флота в холодном оружии для нижних чинов, а Златоустовский завод, начиная с 1811 года, был крупнейшим производителем артиллерийских снарядов. В первой половине XIX века Златоустовский горный округ стал одним из крупнейших российских центров золотодобычи, добыча золота велась на открытых в 1797 году Миасских золотых приисках. В 1817—1847 годах в Златоусте жил и работал великий русский металлург Павел Петрович Аносов, открывший тайну булатной стали. Продолжателем традиций П. П. Аносова стал инженер П. М. Обухов, стараниями которого в Златоусте в 1860 году была отлита первая русская стальная пушка, выдержавшая при испытаниях более 4000 выстрелов и получившая на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году золотую медаль. 31 мая 1865 года Златоуст получил официальный статус города и стал центром Златоустовского уезда вновь образованной Уфимской губернии, занимая в это время второе место по населению после губернского центра — Уфы. К концу XIX века развитие города стало сдерживаться из-за отсутствия надежных транспортных связей с центральной Россией — продукция заводов сплавлялась, как и век назад, по Аю. Но 8 сентября 1890 года в Златоуст пришел первый поезд — началось регулярное движение по вновь построенной Самаро-Златоустовской железной дороге. Это явилось своеобразным вторым рождением для Златоуста — его население с 1897 по 1917 год увеличилось вдвое. Не обошли город и революционные события конца XIX—начала ХХ веков. В это время Златоуст — один из центров революционного движения на Южном Урале. В мае 1898 года в некоторых цехах Златоустовского завода впервые на Урале был установлен восьмичасовой рабочий день. В декабре 1917 года в городе была установлена советская власть. После Октябрьской революции и окончания гражданской войны Златоуст в 1923 году стал центром Златоустовского округа Уральской области. В этот период Златоустовский округ был одним из наиболее мощных в промышленном отношении округов Уральской области с преобладанием предприятий черной металлургии и развитой железнодорожной сетью. Началось и широкое гражданское строительство. В 1929 году завершено сооружение городской больницы — самого крупного лечебного учреждения в этот период на Урале. В этом же году на реке Большой Тесьме было построено водохранилище и вступил в строй действующих первый городской водопровод. В 1931 году на Златоустовском металлургическом заводе (выделился в самостоятельное предприятие из главного завода в 1925 году) впервые в СССР выплавлена шарикоподшипниковая сталь, а в декабре 1934 года вошел в строй действующих мощный блюминг — третий в СССР. В годы Великой Отечественной войны почти 30 тысяч златоустовцев защищали Родину с оружием в руках, и почти каждый третий из них не вернулся с полей сражений (население Златоуста перед войной составляло 103 тысячи человек). В послевоенные годы Златоуст развивался как центр качественной металлургии, машиностроения и оборонной промышленности, город значительно вырос, его население увеличилось вдвое. Электрофицированное локомотивное депо станции Златоуст стало своеобразным полигоном новой техники — здесь впервые испытывались многие отечественные электровозы постоянного тока. В 1947 году в Златоусте было создано СКБ-385, работавшее здесь до 1959 года (ныне Государственный ракетный центр им. В. П. Макеева). В этом СКБ созданы первые отечественные баллистические ракеты морского базирования, успешное испытание которых состоялось в 1955 году. Златоустовский машиностроительный завод вошел в число крупнейших предприятий ракетно-космической отрасли, в 1964 году здесь была изготовлена тормозная двигательная установка для первого отечественного многоместного космического корабля «Восход». Появились новые промышленные предприятия — швейная фабрика, часовой завод, в 1958 году вошла в строй первая на Южном Урале высоковольтная подстанция напряжением 400 кВ (позднее 500 кВ). Выросли жилые многоэтажные кварталы в Новом Златоусте, на проспекте Гагарина, Северо-Западе. Неузнаваемо изменился район железнодорожного вокзала. Высокой оценкой вклада Златоуста в отечественную историю стало его награждение 26 августа 1980 года орденом Октябрьской революции. Крупнейшие предприятия Златоуста, принесшие ему заслуженную славу в стране и в мире, также отмечены высокими государственными наградами. На знамёнах трёх златоустовских заводов — двух машиностроительных и металлургического — ордена Ленина и Октябрьской Революции, три ордена Трудового Красного Знамени, орден Отечественной войны I-й степени, которыми коллективы этих предприятий были награждены в годы Советской власти. Со Златоустом связаны судьбы многих выдающихся людей России. Здесь родились: Маршал Советского Союза Б. М. Шапошников, шестикратная олимпийская чемпионка по скоростному бегу на коньках Л. П. Скобликова и двукратная олимпийская чемпионка по биатлону С. И. Ишмуратова, 12-й чемпион мира по шахматам А. Е. Карпов и лауреат Ленинской премии, генерал-лейтенант артиллерии А. И. Соколов — один из сподвижников основоположника практической космонавтики С. П. Королёва. Сегодняшний Златоуст — третий по численности населения в Челябинской области (после Челябинска и Магнитогорска), крупный промышленный и культурный центр Урала. Из всех городов Урала Златоуст самый высокогорный (городская застройка располагается на высоте 400—600 м над уровнем моря). Он раскинулся в той части Южного Урала, где высоко к небу поднимаются живописные, покрытые вечнозелеными хвойными лесами, вершины Таганая, Уреньги, Уралтау. Причудливо раскинулись улицы Златоуста — они то заполняют узкую долину Ая, а то взбираются по крутым склонам Уреньги, Косотура, Палёной порой до самых вершин. Современные многоквартирные дома и сохранившиеся от прошлого рубленые избы, большой пруд в самом центре города — все это, органично сочетаясь с богатством горных пейзажей, создает неповторимый колорит Златоусту. В городе 356 улиц, 3 проспекта, 7 переулков и 2 проезда общей протяженностью более 300 км (примечательная подробность — перепад высот у различных златоустовских улиц порой превышает 200 м. Городской общественный транспорт — трамвай (два маршрута), автобус (11 маршрутов). Златоуст — крупный индустриальный центр Южного Урала. Здесь сосредоточены предприятия чёрной металлургии, машиностроения, приборостроения, лёгкой и пищевой промышленности. Виды выпускаемой продукции — качественная сталь и прокат, металлоконструкции, автоматические роторно-конвейерные линии, экскаваторы, гидроцилиндры, стройматериалы, шлифовальные инструменты (круги, сегменты и бруски), часы и секундомеры, электрические плиты, художественные изделия (златоустовская гравюра на стали), мебель, обувь, пищевые продукты. В городе 37 общеобразовательных учреждений; семь профессиональных училищ, два лицея, шесть средних специальных учебных заведений (старейший на Южном Урале индустриальный колледж им. П. П. Аносова, 2 медицинских училища, педагогический колледж, торгово-экономический техникум и металлургический колледж); Златоустовский филиал Южно-Уральского государственного университета и пять негосударственных учреждений среднего и высшего профессионального образования. С 2003 года в Златоусте проходят Бушуевские чтения — научно-практические конференции, основной тематикой которых является златоустовская гравюра на стали, её история и тенденции развития. Златоустовский краеведческий музей с 2007 года проводит ежегодные краеведческие Косиковские чтения (названы в память старейшего краеведа Златоуста Н. А. Косикова. В 1994-1997 гг. усилиями большого коллектива историков и краеведов Златоуста была издана двухтомная Златоустовская энциклопедия — первая региональная энциклопедия на Урале, с 1997 года издаётся книжная серия «Библиотека Златоустовской энциклопедии». Златоуст — крупный культурный центр горнозаводской зоны Южного Урала. В городе работает 67 учреждений культуры; среди крупных — драматический театр «Омнибус», ДК «Булат», «Победа», «Металлург», железнодорожников и ВОС, Централизованная библиотечная система (ЦБС) — одна из лучших в области, Златоустовский краеведческий музей (основан в 1825 году) и музеи предприятий города. До середины 1930-х годов в Златоусте насчитывалось более 10 церквей и около 20 часовен. Самым большим и красивым храмом города был Свято-Троицкий собор — пятиглавый, трёхпрестольный, с отдельно стоящей пятиярусной колокольней высотой 72,5 м (самое высокое здание в Уфимской губернии). Удивительно красивы окрестности Златоуста. Живописность и неповторимость горных пейзажей Златоустовского Урала отмечали многочисленные ученые, путешественники, художники и писатели. За свою красу эти места часто сравнивали со знаменитыми альпийскими ландшафтами, называя их «Русской Швейцарией» и «Уральским Тиролем». Сверкающий снежной белизной или синеющий сапфиром в изумрудной зелени лесов трезубец Таганая неотъемлемая часть златоустовского пейзажа. Таганай – природная визитная карточка Златоуста, представить наш старинный уральский город без характерного силуэта таганайских хребтов, обрамляющих Златоуст с северо-востока, просто невозможно. В 1991 году на территории Таганайского горного комплекса был создан национальный парк «Таганай», который ныне занимает северную часть территории Златоустовского городского округа. Уникальность национального парка «Таганай» в том, что здесь почти нетронутыми сохранились многие ценные экологические системы – горные тундры и луга, подгольцовые редколесья, реликтовые леса. На территории парка находятся и старинные минеральные копи, богатства которых представлены в коллекциях многих минералогических музеев как в России, так и за ее пределами (к настоящему времени на территории Златоустовского городского округа обнаружено около 180 видов и разновидностей минералов). На относительно небольшой площади национального парка «Таганай» встречаются растения и животные, характерные для Центральной полосы Европейской части России. Русского Севера, Поволжья, Урала, Западной и Центральной Сибири, Казахстана. Словом. Национальный парк «Таганай» – это маленькая горная страна со своими вершинами и межгорными долинами, стремительными горными речками и топкими болотами, тундрами и малой тайгой; место, пожалуй, одно из самых красивых на Южном Урале. |
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.