Главная / Нелишняя информация / Экскурс в историю / Первый прогноз погоды (к Всемирному дню метеорологии 23 марта)

Нелишняя информация

« Назад

Первый прогноз погоды (к Всемирному дню метеорологии 23 марта)  22.03.2015 12:05

фроберт

П. Ересказов

В наши ежедневные привычки прочно вошло желание обязательно узнавать прогноз   погоды на день сегодняшний, неплохо бы, завтрашний и на следующую неделю. И хочется, очень хочется верить, что на этот раз  погода будет такой, какой обещал нам ее прогноз погоды. Такая обычная для нас сегодняшних  возможность знать  некоторые подробности о предстоящей погоде и подготовиться к ним. А что такое прогноз погоды? Это научно обоснованное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период. Составляется (разрабатывается) государственными или коммерческими метеорологическими службами на основе методов метеорологии. Началось же научное предсказание погоды сто пятьдесят лет назад. Тогда  1 августа 1861 года в газете Times появился первый прогноз погоды, составленный  Робертом  Фицроем,  жизнь (5 июля 1805 — 30 апреля 1865) и деятельность которого заслуживают, чтобы о них рассказать. Он был офицером  военно-морского флота Великобритании, метеорологом, командиром  экспедиции корабля Бигль, в которой принимал участие Чарльз Дарвин, генерал-губернатором  Новой Зеландии, основателем  и руководителем  Метеорологического департамента. По отцовской линии он был потомком короля Англии Карла II, по материнской - маркизов Лондондерри. Его служба началась в  феврале 1818 года, когда  он поступил в Королевское военно-морское училище в Портсмуте. Служба на флоте началась в 1819 году, сначала гардемарином на корабле «Оуэн Глендоуэр», затем мичманом на кораблях «Хайнд» и «Фетида»,  потом  лейтенантом на  корабле «Ганг», позже  капитаном  гидрографического корабля «Бигля», который   проводил  исследование западной части побережья. Съёмка побережья происходила в сложных климатических условиях,  но молодой двадцатитрёхлетний капитан корабля  показал показать себя решительным и волевым командиром, успешно справился со сложным заданием. Позже, в апреле 1831 года, «Бигль» под командованием  Роберта Фицроя  вновь отправился в плавание, имея на борту вчерашнего студента Кембриджского  университета Чарльза Дарвина. На этот раз кораблю предстояло совершить кругосветное  путешествие с множеством задач, среди которых были: съёмка побережья Южной Америки, определение  долготы некоторых мест вокруг всего земного шара, описание Магелланова пролива и Огненной Земли,  исследование  реки Рио-Негро и Фолклендских островов. Экспедиция, которая должна была продлиться два года, длилась пять лет. Многое пришлось пережить в этом путешествии Р. Фицрою, что в конце концов привело его переутомлению и  тяжёлой нервной депрессии. К  1835 году экспедиция достигла Новой Зеландии, куда он вернется через семь лет в качестве новозеландского губернатора.  2 октября 1836 года «Бигль» прибыл в Фалмут. Экспедиция была завершена. За  успехи экспедиции и  результаты пятилетних исследований Фицрою была вручена золотая медаль королевского общества. В 1841 году  Р.Фицрой избирается в парламент от партии тори  и получает назначение старейшиной английской лоцманской ассоциации, исполняющим обязанности инспектора управления охраны рек и лесов. Он готовит законопроект «Об обязательном экзамене для лиц, желающих занять должность капитана и помощника капитана на торговом судне», благодаря которому позже,  в 1850 году была введена обязательная аттестация для этих категорий судоводителей. В 1842 же году он назначается губернатором  Новой Зеландии, где он прослужил  почти до 1846 года. На следующий год  Р. Фицрой был назначен управляющим верфями в Вулвиче, где год занимался вопросами парового судостроения. В 1851 году избран членом Королевского общества. Позже  некоторое время исполнял обязанности личного секретаря главнокомандующего сухопутными силами Великобритании лорда Хардинга, принимал участие в брюссельской  конференции, посвящённой метеорологии на море. В 1854 году  учреждается  Метеорологический департамент, в котором  Фицроя назначают  главой департамента в должности главного метеоролога-статистика и присваивают чин контр-адмирала. Глава департамента обязал всем капитанам английских судов наблюдать за погодой, отмечать значение температуры, силы и направления ветра, снимать показания барометров и заносить данные в специально разработанные таблицы. Суда снабжаются всем необходимым оборудованием. В это же время на побережье Англии и  также некоторых европейских стран создаются 24 метеорологические станции:  девятнадцать  в Англии,  две - во Франции, по одной  — в Голландии,  Дании и Португалии. Станции  связывались  с центром службы погоды посредством телеграфа Морзе, изобретённым недавно. Здесь переданные станциями сведения о погоде анализировались,  составлялись рекомендации, которые  рассылались обратно на станции с помощью телеграфа. Составлялись первые синоптические карты, на основании которых и составлялся прогноз погоды. Первой публикацию первых прогнозов погоды начала газета «Таймс». Деятельность метеорологического департамента, между тем, подвергалась резкой критике, и дело было не только и не столько в некоторых расхождениях прогнозов и действительности. Будучи филантропом, он с сожалением отмечал причины критики: «…все заинтересованные в денежной прибыли торговые компании и отдельные лица, которые предпочитают, чтобы рыбаки, не обращая внимания на предостережения, с риском для жизни продолжали заниматься своим опасным делом, лишь бы не платить за простой судна…». В последние годы  Фицрой  часто переутомляется, работая дни напролет без отдыха, подвергается незаслуженной острой критике из-за неточности прогнозов погоды,, и это вводит его в нервное возбуждение. 30 апреля 1865 года 59-летний адмирал Р. Фицрой покончил жизнь самоубийством.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Категории статей