Нелишняя информация

« Назад

Ноябрина  24.11.2015 17:24

нонна... Нонна Викторовна родилась 25 ноября 1925 года на Кубани - в станице Отрадная  на Кубани. Своим редким именем она целиком обязана матери. По семейному преданию, однажды мать познакомилась с хорошей женщиной, которая поразила ее своим рассказом о том, как она встречалась с Лениным. И звали ту женщину Нонна. Когда в семье Мордюковых родился первый ребенок (это была наша героиня), мать пошла в сельсовет регистрировать ребенка. Попросила назвать Нонной. Однако регистраторша посмотрела в свою книгу и такого имени там не нашла. Тогда она посоветовала матери назвать девочку Ноябриной (на дворе как раз был ноябрь). «Потом сложите первый слог с последним и будет вам Нонна». Мать так и поступила. Нонна Мордюкова была старшим ребенком в многодетной семье: после нее на свет родились два брата и три сестры. На  ее  детских плечах  лежало множество забот:  за младшими присмотреть,  в поле работать, за скотиной убирать, ведра тяжеленные с водой таскать. Мать Нонны красиво пела, да и дочка от нее  не отставала, однако уже с 12-ти лет девочка начала мечтать не о музыке, а о кинематографе. Детство и юность Нонны прошли в Ейске. Нонна Мордюкова окончила ВГИК (1950, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). В 1950-1991 — актриса Театра-студии киноактера. Еще учась во ВГИКе снялась в роли Ульяны Громовой («Молодая гвардия», 1948), которая сделала ее знаменитой. В 1950-е «оттепельные» годы снималась в амплуа «простой русской женщины» в картинах бытового плана. Одним своим присутствием Мордюкова «утяжеляет» роль, переводит ее из бытового жанра в более высокий регистр. Поэтому, вероятно, большая часть ее работ в те годы — вторые женские роли: «Екатерина Воронина» (1957), «Отчий дом», «Все начинается с дороги» (1959) или даже эпизоды, как в «Добровольцах» (1958). Между тем каждая из этих ролей Мордюковой сразу же занимает все пространство экрана. В кадре ли, в эпизоде — она неизменно оказывается его основным содержанием. Первые ее главные роли молодой деревенской женщины в фильмах М. А. Швейцера «Чужая родня» (1956) и Ю. П. Егорова «Простая история» (1960) отмечены глубиной и неординарностью. Мотив послевоенной женской неприкаянности, бабьего одиночества в «Простой истории» игра Мордюковой преображает в тему земли, изнывающей без подлинного хозяина. С еще большей силой звучит этот мотив в «Председателе» (1964) А. А. Салтыкова — с фатальной невозможностью любви к единственно достойному ее по масштабу главному герою. Апофеозом же Нонны Мордюковой становится главная роль в фильме А. Аскольдова «Комиссар» (1967), где эта метафорическая суть творчества актрисы выходит наружу, составляя саму поэтику картины. Несовпадение глубинной сущности героини и взятой ею на себя социальной роли тут выступает источником трагедии. То, что эпоха оказалась не в силах принять эту работу, так же примечательно, как и то, что в этот период Мордюкова создает ряд блистательных комедийных работ, представляющих своего рода пародийный отыгрыш собственных главных тем («государственные дамы» в «Тридцать три», 1965, Г. Н. Данелии и «Бриллиантовой руке», 1968, Л. И. Гайдая, истомившаяся в своем вдовстве купчиха из «Женитьбы Бальзаминова», 1964, К. Н. Воинова по мотивам комедий А. Н. Островского). В конце 1960-х — середине 1970-х годов Нонна Мордюкова снимается по преимуществу в мелодрамах: «Журавушка» (1968), «Молодые» (1970), «Русское поле» (1972), «Возврата нет» (1974), «Семья Ивановых» (1976). Сами по себе эти фильмы, имевшие зрительский успех, представляют интерес все же лишь как ступени к новой вершине ее творчества (снова почти незамеченной) — роли матери дезертира в фильме Г. Н. Чухрая «Трясина» (1977). Мелодраматический сюжет здесь возвышается до трагедийной и, по существу, религиозной мистерии о несостоявшемся спасении мира. Вновь, как и в «Комиссаре», трагедийность рождается из столкновения несовпадающих ипостасей героинь Мордюковой: здесь уже мифологическая сущность ощущается как ноша, ложащаяся на плечи женщины непосильным, убивающим ее в конце концов бременем. И вновь за этой ролью следует блистательный и горький трагикомический отыгрыш актрисы в фильме Н. С. Михалкова «Родня» (1982). После этой роли появления Мордюковой на экране становятся эпизодическими и случайными: актриса одной из первых ощутила исчезновение экранной реальности отечественного кино. В 1998 снялась в главной роли в фильме Д. Е. Евстигнеева «Мама». Нонна Мордюкова скончалась 6 июля 2008 года в Москве, на 83-м году жизни. Администрация Ейска приняла решение назвать именем Нонны Мордюковой - своей прославленной землячки - улицу в новом микрорайоне города, а к 16 августа, когда город будет отмечать 160-летие со дня своего основания, великой артистке здесь установят памятник.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Категории статей