Нелишняя информация

« Назад

Круг, измеряемый шагами  30.10.2015 06:01

компас...Воду. Неплохо, но нет, не воду.  Хавчик? Аппетитно звучит, но опять – нет. Друзей?! Своевременно, но не то. А вот то, без чего лучше от дома не уходить в далекие дали, - без компаса. Без него в трех соснах заплутаете, в трех волнах запаникуете, все переругаетесь, и будет вам не до еды и не до воды. Ну, компас-то мы все видели, в руках держали, умеем (?) пользоваться, а вот где и когда он был изобретен,  знаем не все. Что ж, сегодня очень кстати поговорить о нем, ведь компас  является обязательным, неотъемлемым оборудованием морских судов, из которых 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение создать регулярный военно-морской флот России. Петр 1 сказал: «Морским судам быть», флот создали, и каждое судно, заметьте, снабдили морским компасом.  Этот день и принято считать Днём основания Российского военно-морского флота, а День Военно-морского флота России отмечается, помните(?), в нашей стране в последнее воскресенье июля. Ко́мпас (англ. compass, означавшего в XIII—XIV вв. «круг» или  итал. сompassio; от compassare — «измерять шагами»)  -  устройство, облегчающее ориентирование на местности путем указания на магнитные полюса Земли и стороны света, прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения  направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; направления, в котором идет пешеход; направления на некоторый объект или ориентир. Компас – это удивительный прибор, используя который вы всегда сможете определить ваше точное местоположение относительно сторон света. Бесспорно, его изобретение – это одно из величайших достижений человечества, благодаря которому были совершенны все великие географические открытия. Изобретение этого прибора имеет для мореплавания такое же значение, как начало использования пороха в военном деле. Благодаря компасу, на новый уровень поднялась картография. Древние мореходы определяли свое месторасположение с помощью солнца и звезд. Но далеко не всегда они были видны. В старину корабли старались не выходить в открытое море и держаться неподалеку от берегов. По ориентирам на берегу, мореходы и определяли свое положение. Только изобретение компаса и секстанта дало возможность совершать дальние путешествия и открывать далекие земли. Кто изобрел компас - точно неизвестно. Ученые считают, что это были китайцы во время династии Хань. Именно китайцы обнаружили удивительные свойства магнитного железняка и первыми придумали использовать намагниченное железо для определения сторон света. Даже называется имя ученого — Шень Гуа, который жил при династии Сун. В 1119 году Чжу Юй предложил использовать компас с иглой. Потом компас был неоднократно усовершенствован, и тот прибор, который существует сегодня, очень мало похож на своего далекого предка. Принцип работы компаса заключается в том, что магнитная стрелка всегда будет повернута вдоль магнитной линии Земли. Один ее конец будет указывать на Северный магнитный полюс нашей планеты, а второй – на Южный полюс. Есть описание еще одного древнего китайского компаса, выполненного в виде ложки с тонким черенком. Ложку изготавливали из магнитного материала. Ее устанавливали на полированную поверхность, так чтобы черенок ложки не касался поверхности. Именно он и показывал стороны света. Полированная поверхность часто была украшена знаками Зодиака или обозначениями стран мира. Этот прибор причисляют к четырем великим китайским изобретениям: пороха, бумаги, книгопечатания и компаса. В XII веке подобный прибор появился у арабов, неизвестно, сами они изобрели его или позаимствовали у китайцев. В Европе компас появился в XII или XIII веке. Некоторые ученые считают, что европейцы позаимствовали его устройство у арабов, другие доказывают, что они додумались до этого изобретения самостоятельно. Первыми использовать компас стали итальянские моряки. От итальянцев его переняли испанцы и португальцы, а затем англичане и французы. Именно использование данного прибора позволило европейцам открывать новые континенты, пересекать океаны и совершить первое кругосветное путешествие. В XIV веке итальянский ученый Флавио Джойя предложил посадить магнитную стрелку на вертикальную ось, а к стрелке прикрепить катушку, разбив ее на 16 румбов. Это нововведение очень понравилось морякам. Через столетие катушку разбили уже на 32 румба, и она стала еще более удобной. Сам же компас стали помещать в специальный подвес, чтобы уменьшить на него влияние морской качки. В XVII столетии появился пеленгатор – специальная линейка с визирами, которая была закреплена на крышке. Прибор стал еще более удобным. В наши дни, несмотря на появление спутниковой навигации, гирокомпаса, обычный магнитный компас продолжает верой и правдой служить людям. Конечно, современные приборы мало напоминают своих средневековых предшественников. Они сделаны с использованием новейших технологий и материалов. Сегодня обычным магнитным компасом чаще всего пользуются туристы, геологи, альпинисты, путешественники и просто любители экскурсий и походов. Корабли и самолеты уже давно используют другие, более совершенные приборы. Электромагнитный компас, который исключает помехи от металлического корпуса судна, гирокомпас, точно указывающий на географический полюс или приборы спутниковой навигации. Судовой компас  (в профессиональной речи моряков: компа́с) обычно устанавливается в универсальном шарнире на специальной подставке,называемой накто-узом. Нактоуз жестко и надежно прикрепляется к палубе судна, обычно на средней линии последнего. Прототип современного гирокомпаса первым создал Герман Аншютц-Кэмпфе (запатентован в 1908), вскоре подобный прибор построил Э. Сперри (запатентован в 1911). В последующие годы разрабатывалось множество гирокомпасов различных модификаций, но наиболее удачные из них принципиально почти не отличались от устройств Аншютца и Сперри. В общем, без компаса в лес не ходить, в море не выходить и помнить, что компас не погоду показывает.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Категории статей